Как преодолеть путь от простого мастера до парикмахера с мировым именем? Где найти неиссякаемый источник вдохновения? Об этом и многом другом журналу «КрасотаPRO» поведала Джаз Фоскер (Jazz Fosker) – лондонский стилист международного уровня, преподаватель парикмахерского искусства с многолетним опытом работы, в очередной раз посетившая Екатеринбург по приглашению Владимира Мотчаного.

– Как давно Вы решили связать свою жизнь с парикмахерским искусством? Что повлияло на Ваш выбор?

– Я совершенно не планировала быть парикмахером. Мой приход в этот «красивый»  мир случаен. Уже  в школе я поняла, что  крайне свободолюбивый  человек, и работа в офисе не для меня. И вот однажды мама порекомендовала меня своему парикмахеру, которому требовался ассистент. В то время в Великобритании наблюдался серьезный экономический спад, подобный сегодняшнему мировому кризису. Работы было мало, и люди хватались за любую возможность устроиться. Мои родители сами не парикмахеры: у отца своя строительная компания, а мама работала секретарем. В общем, я не ожидала, что буду заниматься этим делом. Но, видимо, такова моя судьба, и я очень счастлива!

 – Как проходили Ваши первые годы в профессии? Какие качества характера помогали Вам двигаться вперед?

 – Пребывая в творческом поиске, я переходила из салона в салон. Мне хотелось быть лучшей, а для этого нужен достаточный опыт. Я очень сильный и независимый человек, мне нравится развиваться, и я постоянно ищу для себя что-то новое. Даже сейчас я не останавливаюсь на достигнутом, и все время иду вперед.

 – В жизни каждого из нас есть люди, на опыте которых мы учимся, к чьему мнению прислушиваемся. В свое время одним из Ваших учителей и наставников был Видал Сассун, и, вероятно, не он один?

 – Мне очень повезло, поскольку случалось работать со многими талантливыми личностями. Благодаря исключительному таланту Видал Сассун, я смоглаоткрыть в себе и  отшлифовать навыки преподавателя.  В свое время, меня очень сильно вдохновлял Тим Хартли (Tim Hartley), молодой креативный стилист, с которым мы вместе работали. Вообще вдохновение можно получить от многих вещей. К примеру, я много путешествую, благодаря чему возникают новые знакомства. А это очень помогает, ведь, встречаясь с разными интересными людьми, я приобретаю новый опыт и получаю ценную информацию.

 – Когда Вы пришли к осознанию того, что достигли определенного уровня профессионального мастерства, и появилось желание поделиться своими знаниями с другими?  

 – Желание преподавать у меня появилось давно. Я много лет проработала  в салоне как парикмхер. В конечном  итоге я выросла как профессионал,  сформировалась как личность. Именно в салоне я впервые попробовала преподавать, давая уроки ассистентам. И вот тут я  поняла, что именно  это привлекает меня больше всего, что именно этим я по настоящему хочу заниматься. Я приняла решение стать преподавателем и обмениваться своим опытом и знаниями с людьми, которым это необходимо.

 – Расскажите о том, как развивалась Ваша карьера преподавателя?

 – Профессионально  я начала преподавать в компании Vidal Sassoon, где проработала в итоге 15 лет. Я занималась обучением парикмахеров разного уровня: и тех, кто только недавно научился держать ножницы, и тех, чей стаж работы был достаточно велик. Мои курсы длились от нескольких недель до девяти месяцев. В октябре 2005 года я возглавила Академию Mahogany. Я смогла реализовать долгожданную мечту президента компании Ричарда Томпсона и организовать качественное коммерческое обучение парикмахерскому искусству, обеспечивая исключительные стандарты всех курсов. Последние полтора года я занимаюсь продвижением собственной компании «Jazz Fosker Education». Благодаря этому, студентам разных стран не приходится ехать на обучение в Лондон, поскольку я сама путешествую по миру и преподаю.

 – В чем заключается Ваш принцип обучения? С какими сложностями сталкиваетесь при обучении мастеров?

 – Мой принцип – это чтобы знания, умения и навыки, которыми я делюсь, формировались в систему, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.  Кроме того, я радею за  дисциплину. Научиться быть дисциплинированным человеком непросто,  особенно творческой единице, но к этому стоит стремиться. Важно постоянно бороться за то, чтобы быть идеальным во всем.

Как известно, у человека есть три пути развития: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – самый легкий, путь личного опыта – самый тяжелый. Сегодня мой опыт дает право предполагать, что я готова и способна внести свой вклад в появление нового поколения парикмахеров, отвечающих всем требованиям современного рынка.

Что касается сложностей, то обычно мне везет со студентами. Трудно бывает лишь в том случае, когда кто-то недостаточно открыт для обучения, морально не готов к этому. В основном же, ко мне приходят люди, которые чувствуют потребность в новых знаниях. Вот и Россию я полюбила с ее холодным климатом и горячими сердцами студентов, жаждущих знаний.

 – Каким Вы видите современного парикмахера?

 – Это довольно непростой вопрос. Самое главное – профессионализм, то есть тот имидж, который человек создает себе в данной сфере. Также необходимо быть очень аккуратным, и,  безусловно, разбираться в том, что ты делаешь. В любом случае, для парикмахера важна уверенность в себе, а это приходит только с опытом.

С точки зрения клиента, мастер должен свободно ориентироваться в своей области. Кроме того, необходимо взаимопонимание. И важно уметь сделать такую прическу, чтобы при необходимости клиент смог без усилий сам уложить волосы.   

 – Лондон называют столицей парикмахерской моды. Отражением современных тенденций в парикмахерском искусстве, безусловно, служит Ваша коллекция причесок «VREELAND». Расскажите о ней подробнее.

 – Это моя первая самостоятельная коллекция. На ее создание меня вдохновила Диана Вриланд, легендарный главный редактор таких журналов как  «Harper’s Bazaar» и «Vogue». Основная тема этой коллекции – возвращение в прошлое. Акцент сделан на четкости формы и текстуре волос. Вообще, создание круглой формы технически сложно (разумеется, если делать это красиво и аккуратно). В связи с этим, большое внимание уделялось деталям и технике. Но результат получился очень естественным, натуральным.   

Добавлю еще, что, по убеждению Дианы Вриланд, чувство стиля невозможно купить ни за какие деньги. Ваша личность, характер, та атмосфера, которую вы способны создать, гораздо важнее материальных благ. Излюбленное выражение Дианы – «лучше меньше, да лучше». И я полностью разделяю ее точку зрения.