17-18 мая 2012 года в Санкт-Петербурге, в одном из самых престижных мест города – Талион Империал Отеле – состоится I Международный саммит директоров индустрии красоты. Наш регион на этом мероприятии будет представлять флагман парикмахерского и салонного бизнеса на Урале Владимир Мотчаный, который выступит с докладом о методах конструктивной работы с персоналом. Некоторые нюансы В. Мотчаный озвучил уже сейчас в интервью журналу «КрасотаPROf».

– Владимир Александрович, расскажите, какова основная тема Вашего доклада?

– Я хочу затронуть один из самых острых вопросов современности – вопрос взаимоотношений с персоналом. Буквально недавно я прилетел из Москвы, где был на мероприятии, на котором присутствовали 35 успешных руководителей со всех уголков России. В рамках этой встречи все мы были единогласны во мнении, что самой дестабилизирующей составляющей нашего бизнеса является недобросовестный персонал, и уж только потом недобросовестные конкуренты. Сегодня во многих салонах сложилась ужасающая картина: заработная плата специалиста составляет 50, а в некоторых и вовсе 60% от стоимости услуги. Объясните мне, как бизнес может развиваться в таких условиях? Потому то вопрос, как изменить ситуацию в сторону понижения процента без потери сотрудников, уже много лет волнует руководителей.

Что касается меня, то в среднем я отдаю мастеру 23-28%. Максимальная ставка, которую я когда-либо платил самым лучшим мастерам - преподавателям своей школы, составляет 35%. Но так как кругом творится «беспредел», мне не осталось ничего иного как пойти на поводу у ситуации и тоже начать платить заработную плату до 50%. Но у меня совсем другая экономика. Я придумал такую систему, которая позволяет платить 50% и при этом развивать бизнес. Она выстроена с учетом мотивации персонала, позволяет возвращать клиентов, которых мастера стригут на дому, и в итоге увеличивать совокупный оборот компании. Когда в прошлом месяце я озвучил эту систему своему персоналу, все сотрудники были в восторге.

– Для каждого специалиста предусмотрена своя планка?

– Да, ведь у всех разный профессиональный уровень. Сегодня я готов платить и 35%, и 37% и даже 47%. Чем выше прейскурант у специалиста, тем выше будет процент его заработной платы. Такая градация  будет очень хорошим стимулом для специалистов к тому, чтобы они росли и совершенствовались.  Вторая составляющая, которая формирует процент, – это план. Если мастер выполняет план по числу клиентов, он также будет получать повышенный процент.

–Скажите, что послужило причиной для создания такой системы?

– Я часто езжу в разные города России, за границу, общаюсь с известными стилистами Европы, мировыми лидерами индустрии красоты. И на удивление ситуация везде одна: даже успешные стилисты самых крупных компаний и академий парикмахерского искусства признаются в том, что после работы они идут по домам и стригут клиентов. Для меня это просто шок. Я думал, что на Западе эта проблема решена! Но не тут-то было. Поэтому я считаю, что встреча на международном уровне, которая состоится в Санкт-Петербурге, – идея очень правильная, так как эту проблему невозможно решить локально, ее надо решать глобально.

– То есть недобросовестный персонал – это не только российская проблема?

– Не только. Если говорить о российском рынке, то ценовая политика сегодня такова: средний чек, например, на стрижку составляет всего 300-500 рублей. Почему? Потому что 70% предприятий – это компании, в которых персонал управляет руководителями и требует постоянного роста заработной платы. Большинство руководителей идут на поводу у шантажистов-сотрудников. Но при этом никто не задумывается, кто от этого выигрывает. Мастера думают, что если они от 300 рублей получили 150, это очень здорово. 10 человек в день – это 1500 рублей за смену. И все вроде бы хорошо. Но в месяц такой специалист заработает не более 23 000 рублей. Этих денег ему не хватит на то, чтобы содержать семью, не говоря уже об образовании, о качественном инструменте и аксессуарах. И получается тупик: у мастера элементарно не хватает денег на жизнь, а у компании – на развитие. И все недовольны.

– Применяя Вашу систему, выиграют все?

– Я очень долго разрабатывал эту систему, поэтому, сегодня я уверен, что если буду платить до 47%, то все будут в выигрыше. Правда при соблюдении определенных условий. Как я уже говорил, главными показателями должны быть прейскурант мастера и выполнение им плана. Рабочий день составляет 12 часов, минус 3 часа на обед и отказы. Соответственно 9 часов в день в кресле должен сидеть клиент. Когда у мастера будет прейскурант от 1 500 рублей и выполнение плана на 90%, его зарплата будет составлять более 100 000 рублей. Есть за что побороться? Я думаю, что да. Многие конечно скажут, что этого добиться невозможно. Я же считаю, что легко.

– В чем заключаются основные недостатки сегодняшней системы оплаты труда специалистов?

– Она расхолаживает людей, они начинают хуже работать, при этом никто никого не наказывает. В моей системе, если человек не работает, он наказывает себя сам: не вышел на работу, не выполнил план – получил намного меньше. Стричь на дому теперь будет просто невыгодно, мастера перестанут выходить на работу только под запись. Ведь то же самое время они смогут потратить на работу в салоне – на то, чтобы выполнить план и получить гораздо больше.

Я подсчитал, сколько времени в год мастер отдыхает. У меня получилось 6 месяцев. Теперь прибавляем месяц отпуска, месяц больничного, месяц-полтора на сессию, и получается, что мастер не работает 9 месяцев в году! Как он может развиваться? Как может развиваться бизнес? Моя система сработает и будет хорошим примером для других компаний. Я дам наводку, а руководителям нужно просто адаптировать ее к своему бизнесу и просчитать систему мотивации каждого сотрудника. Но тут, конечно, есть множество нюансов, которые я как бизнес-тренер не могу сейчас озвучить.

– Получается, нужно поменять психологию сотрудников…

– Конечно. Если к мастеру не идут клиенты, ему нужно задуматься, что с ним не так. Если клиент не приходит в салон – что-то не так делает руководитель, если же он не вернулся, проблема в специалисте. Мастера должны прекратить винить в своих неудачах руководителей и администраторов. Они ходят из салона в салон в поисках наиболее высокого процента. А по пути теряют клиентов, теряют квалификацию. И у нас нет честной конкуренции, так как люди не могут выйти на другие взаимоотношения друг с другом и с клиентами. И пока мастера стараются набить себе цену, они теряют свою настоящую ценность. У нас много выпускников, в Екатеринбурге много образовательных учреждений, которые выпускают хороших специалистов. Но где они все? Почему их имена не звучат? Эти мастера выходят под запись и из 12 часов работают всего 3! Даже если они стригут дорого, согласитесь, что три человека в день даже по такой цене – это убыток и для салона, и для мастера.

– Значит, дело и в самих руководителях?

– Безусловно! Мне странно смотреть на руководителей, которые соглашаются на такие условия. Поэтому я обращаюсь к ним: уважаемые господа конкуренты, если вы нашли сумасшедшие деньги на дорогой ремонт, на шикарное оборудование, найдите средства на воспитание своих сотрудников! Сегодня в Екатеринбурге есть много школ, которые могут обучить ваших специалистов. Не создавайте себе проблемы, не позволяйте персоналу манипулировать вами. Когда вы берете уже состоявшегося человека, который, быть может, профессионален, но диктует вам свои условия, шантажирует вас, вы не выигрываете. Это вы распустили персонал и позволяете ему управлять вами. Ваши специалисты выходят только под запись и не приносят вам доход. Разве это хорошо? Я считаю, что нужно менять психологию отношений работодателя с персоналом. В нашем бизнесе стабильность наступит только тогда, когда все руководители примут определенные правила ведения бизнеса.