Владелец сети салонов красоты, преподаватель, бизнес-тренер, «Шеф года-2009»,   легенда парикмахерского искусства, персона, известная далеко за пределами своего профессионального сообщества.  Сегодня мы поговорим о Владимире Мотчаном  - простом человеке, талантливом парикмахере,  мудром  руководителе, и  том тернистом пути, который ему пришлось преодолеть на пути к  «Человеку-легенде»  и «Компании-бренду»!

Владимир Александрович, Ваша компания существует на рынке красоты уже более 17 лет – это весьма внушительный опыт. Существуют ли какие-то правила, которых Вы стараетесь придерживаться в своем бизнесе все эти годы?

Жить по правилам –  это единственно верный и честный способ выстраивать отношения с окружающими людьми: конкурентами, клиентами, семьей, друзьями, персоналом и т д.  Одно из правил, которых я придерживаюсь на протяжении всего своего профессионального пути:кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины!За те годы, что я в этом бизнесе, со мной происходило всякое. Иногда казалось, что выхода нет.  И в такие периоды  я терял самое ценное в своей жизни: семью, друзей, клиентов, мастеров и т.д. Эти потери заставляли задуматься -  в чем причина? Я начинал искать,  находил ошибки, и больше никогда не повторял их.  Я честно веду свои дела, никогда и никого не обманываю,благодаря этому все утраты быстро восполняются, ко мне  возвращается  все, и даже больше.

Хорошо помню кризис 98-го,  когда я оказался в серьезной долговой яме.  Тогда от меня отвернулись многие, потому что  работать со мной было попросту невыгодно. В этот период времени у меня было одно неприкосновенное правило: я обещал вовремя платить  зарплату своему персоналу. Во многом именно это меня тогда и спасло еще и от кадрового кризиса.  Весь персонал в полном составе пережил со мной те времена, я наладил  сотрудничество с мировыми лидерами индустрии красоты  - Академией Vidal Sassoon, обучил свой персонал, и когда кризис закончился, мы были на пике профессионализма, и предлагали своим клиентам и конкурентам  самые передовые технологии, самые современные веяния парикмахерского искусства.

Вы очень известный человек не только в Екатеринбурге, но и за его пределами. Насколько мне известно, сегодня Вы единственный, кто будет представлять наш регион наIМеждународном  саммите директоров индустрии красоты, который состоится в Санкт-Петербурге в мае этого года.  Вы переживали «звездную болезнь»?

Никогда не стоит кичиться тем, чего ты достиг:если в человеке присутствует звездность, он на этом много теряет – у него даже не надо ничего отнимать.

К собственному признанию я отношусь достаточно просто. Звездная болезнь, мания величия – это все не про меня. Ведь это своего рода производные от комплекса неполноценности. Я четко осознаю, что все, что я сегодня имею, по праву заработал. Это награда за труд. Многие клиенты, которые посещают мои салон подтвердят – я простой человек. Когда есть возможность, я  всегда сам встречаю клиентов, раздеваю, одеваю, предлагаю выпить со мной чай, поговорить. От многих знакомых, которых редко видишь, приятно подчас услышать:   «Володя, ты никак не изменился! Ты точно такой же, какой был 20 лет назад». Для меня это ценный комплимент. Звездная болезнь  пагубно влияет на развитие человека. Есть правило бумеранга – то, что запустил, то и получил.

Как руководитель, чему Вы прежде всего учите своих мастеров?

Своим мастерам я всегда говорю:

Если Вы хотите дорого стричь -  Вы должны дорого выглядеть;

Если Вы хотите дорого стричь -  Вы должны получить дорогое и качественное образование;

Если Вы хотите дорого стричь - Вы должны стремиться быть в дорогом окружении людей.

Эти правила я называю жесткими аргументами, так как против них нет никаких контраргументов, но есть множество доказательств.  Например, если мастер плохо выглядит, к нему не будет доверия,  соответственно не будет и клиентов. Не будет клиентов – не будет денег. Не будет денег – не будет  хорошего качественного образования, достойной жизни, в конце концов. Чтобы хорошо зарабатывать, необходимо правильно формулировать свои цели и соответствовать им, а путей достижения этих целей может быть бесконечное множество. Я сам через все это прошел, поэтому знаю о чем говорю.

Но на пути достижения цели часто встречаются очень серьезные проблемы. Какие проблемы можно считать наиболее важными в индустрии на сегодняшний день? Что, к примеру, может волновать как начинающего специалиста, так и опытного руководителя?

На мой взгляд, на сегодняшний день существует огромная проблема  - это проблема передачи информации подрастающему поколению.

Рынок развивается, сегодня у нас есть профессиональные  преподаватели парикмахерского искусства, но их немного, это буквально  единицы. Я свято верю, чтобы изменить ситуацию к лучшему, в каждом салоне должно быть хотя бы по одному настоящему преподавателю.  

Преподаватели–самозванцы – это те, кто в ответ на просьбу взять шефство над подрастающим поколением отвечают:- Меня никто не учил, -  Я обучался за свои деньги, - Зачем мне выращивать себе конкурентов? И вообще меня и так все устраивает!  Приводя такие доводы, специалист как бы заявляет – меня проблема нового поколения профессионалов не волнует и не касается. То есть у таких «преподавателей» отсутствует понимание себя, как части некоего сообщества, нет понимания основ развития бизнеса и  самого себя как личности.

Но существуют  преподаватели – первоклассные, дорогие специалисты, которые видят в этом свое предназначение. И,  несмотря на то, что с экономической точки зрения, им подчас  невыгодно заниматься образовательной деятельностью, они понимают, что обладают информацией, которая может их сделать  успешными на другом, более высоком  уровне.

По мне, так умение передавать свои знания другим - это иметь  совершенно другой, более открытый духовный разум,  это возможность постоянно быть востребованным, быть    в фокусе внимания окружающих. Передавая  свой опыт, мастер получает больше, чем отдает. Даже если он делает это бесплатно, этот опыт возвращается с лихвой.

В профессиональном плане Вас еще можно удивить?

Конечно. Буквально в прошлом году ко мне обратилась владелица салона из Кирова с просьбой научить ее дочь стричь. Для меня  это был беспрецедентный опыт, поэтому я лично разработал индивидуальную программу обучения «с нуля», и после пригласил их в Екатеринбург.  Когда они приехали, я был поражен: девочке было всего 14 лет,  и она оказалась трудным подростком – плохо училась в школе, имела  негативное окружение друзей, не видела ничего страшного в отсутствии  целей.  Но обратного пути не было. Мы начали наш эксперимент. Весь процесс обучения мы фиксировали на видео, чтобы впоследствии у нас было документальное доказательство того, что наш проект удался. Мы добились главного – отвлекли девочку от пагубного влияния улицы, позволили реализовать себя, приобщили к миру красоты, дали знания, которые помогут ей в будущем. Сегодня Катя (так звали мою ученицу) учится в школе на 4 и 5, занимается с репетиторами, каждый день работает в салоне, у нее есть благодарные клиенты. Вы только вдумайтесь, в 14 лет она уже владеет профессией, может самостоятельно зарабатывать деньги.  Результат моей ученицы – это и мой результат.  

Таких проектов в нашей стране  пока не было, это абсолютно новый опыт. Хорошая рекомендация – лучшая реклама.    В итоге к нам стали обращаться родители с просьбой взять на обучение детей примерно того же возраста (14-16 лет). Пример Екатерины показал, что, несмотря на сжатые сроки обучения и возраст, программа работает. Наши ученики начинают стричь и красить буквально с первых недель. Так что  мы будем продолжать развивать это  направление.

Как реагируют на Ваши успехи конкуренты? Что вообще можно сказать о конкурентной среде на региональном рынке на сегодняшний день?

Екатеринбург - один из самых продвинутых городов России, у нас гораздо больше успешных руководителей и благополучно развивающихся  салонов, чем в других городах-милионниках.  К тому же мы являемся инвестиционно привлекательным регионом для федеральных сетей. Я помню, как происходило становление парикмахерского бизнеса.  Насколько жестко  поступали  конкуренты, насколько серьезно пытались разрушить  уже  налаженный  бизнес. Конкуренция была недобросовестной, дестабилизирующей.

Сегодня, к сожалению,  некоторые конкуренты  продолжают пытаться  негативно влиять на развитие нашего рынка. Но не они являются главным злом. Самая большая проблема для предпринимателей сегодня – это фонд заработной платы специалистов.   Только из-за этого факта многие предприниматели не прекращают конкурировать, предлагая повышенный процент -  они готовы платить мастеру до 50% от стоимости оказанных им  услуг. Я долго пытался выработать инструмент борьбы с этим явлением, потому как при такой системе оплаты труда бизнес развиваться не может. И в этом году у меня это получилось: на сегодняшний день я сам готов платить  мастерам до 50% с выручки. Но в моей системе специалист зарабатывает эти 50%, а не получает их просто так. Я нашел выход, и это огромное преимущество перед теми руководителями, которые предлагают такие же  условия и  еле сводят концы с концами.

А что в первую очередь может помешать руководителю быть успешным?

Успех предприятия зависит от множества факторов, но главный – это эффективность работы руководителя. Успех руководителя во многом зависит от его воли. Но 70% компаний – это предприятия, где персонал управляет руководителем.

Чтобы понять кто управляет салоном,  не надо спрашивать о том, как складывается  ситуация с коллективом, насколько восприимчив коллектив к вашим идеям, решениям и новшествам.  Практически все руководители скажут, что у них все прекрасно, нет конфликтных ситуаций, но на самом деле они говорят не искренне.

Для того, чтобы узнать кто управляет салоном – персонал или владелец – достаточно заглянуть в прейскурант.Низкий прейскурант, который не растет на протяжении нескольких лет, говорит о том, что в компании главенствует персонал.Прейскурант в этой компании  не растет, потому что нет возможности профинансировать то, что дало бы толчок развитию бизнеса: внедрению новых услуг, приобретению  современного  оборудования,  рекламе,  и самое главное, образованию персонала.

Управленцев очень волнует нечестный, недобросовестный персонал. Многие руководители знают этих людей, знают, что они есть в компании: это лидеры - разрушители нашего бизнеса. Зачастую этого человека боятся уволить, чтобы не дестабилизировать ситуацию в компании.  Руководители стараются завуалировать и загладить все конфликтные ситуации. Я же наоборот, транслирую свои проблемы, делюсь своими историями, потому что миллион людей оказывается в подобных ситуациях и не могут найти  из них выход. А  я выхожу из этих ситуаций победителем, и считаю необходимым делиться своим опытом.

Я желаю руководителям быть открытыми, честными, и найти в себе силы побороть страх.Пока вы не начнете действовать, ничего не изменится!