Внушительный рост благосостояния россиян в последние годы создал самую благоприятную среду для развития рынка beauty-услуг. И хотя мировой экономический кризис, не смотря на свою «юность», без оглядки на титулы и масштабы, уже поставил многие предприятия перед серьезными финансовыми проблемами, основной тенденцией в сфере бытового обслуживания остается усиление конкуренции.  Один из серьезных вопросов на тему дня - как в условиях кризиса вести себя с конкурентами, особенно  если они недобросовестные?

Экскурс в историю

Когда в 1976 году я приехал в Свердловск, понятие конкуренции просто не существовало. Подавляющая часть предприятий служб быта имело государственную форму собственности. В начале 80-х в сфере бытового обслуживания сложилась парадоксальная ситуация: существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них. Такая ситуация объяснялась нехваткой материалов, несовершенством уровня технического обслуживания и рядом других объективных причин. Факторами, сдерживающими развитие бытового обслуживания, прежде всего, являлись многочисленные конфликты с потребителями. Главные причины конфликтов: недовольство клиентов качеством предоставляемых услуг. Что и говорить, советские парикмахерские сильно отличались от современных: длинные очереди, запах «Локона» и жидкого мыла, который никогда не выветривался, рваные полотенца и пеньюары, да и профессионализм мастеров оставлял желать лучшего... Для меня стало очевидным, что если не повысить качество работ и не улучшить культуру обслуживания, то многие бытовые услуги не будут пользоваться спросом у населения. Людям уже не нужна была  просто услуга. Они хотели, чтобы служба быта была высокого качества, чтобы она действительно сберегала их время и приносила удовлетворение.

В середине 80-х в Союзе началось кооперативное движение, и я понял, что это шанс, начать, наконец, свое дело. Я организовал кооператив «Престиж». Это был один из первых в Советском Союзе частный салон красоты. Мой салон на Комсомольской пользовался бешеным спросом, несмотря на то, что цены в нем были в три-четыре раза выше, чем в государственных парикмахерских. Люди готовы были платить за наш уровень профессионализма, сервис и  качество обслуживания. Механизм конкурентоспособности заработал.

Место под солнцем

Сегодня очевидно, что конкуренция среди салонов красоты не только существует во всю, но подчас она жесткая, местами, превращающаяся в настоящую битву за место под солнцем. В большинстве случаев слова «конкурент», «работа с конкурентом» ассоциируются с борьбой, войной, подавлением. Виной такому узкому взгляду на взаимоотношения с конкурентами являются разные книги, статьи горе-экспертов, или приход в этот бизнес дилетантов, которые, обеспечивая перманентный процесс «открытия-закрытия» новых предприятий индустрии красоты, разрушают формирование цивилизованного конкурентного рынка.

Но ведь для того чтобы выжить в этом жестком мире, не нужно воевать, необходимо просто уметь грамотно конкурировать, и что самое  главное,  правильно работать с конкурентами.

Я глубоко убежден, что стабильность и конкурентоспособность руководителям рынка beauty-услуг может обеспечить не стремление избавиться от конкурентов, а наоборот, определенное сближение с ними, с целью получения еще большей прибыли с конечного потребителя. Ведь наш клиент тоже предпочитает организованный рынок - как гарантию соблюдения своих интересов, и он готов  платить за это по-настоящему, и не один раз.

Худой мир лучше любой войны

Ежегодно в Екатеринбурге открывается около 450 предприятий бытового обслуживания. На сегодняшний день их число в столице Урала достигает примерно 2843. Лидируют в этом списке парикмахерские, салоны красоты и оздоровительные учреждения (сауны, фитнес-клубы). Но говорить о цивилизованной  конкуренции очень трудно, так как многие предприятия развеваются по законам не бизнеса, а скорее, хобби. И, несмотря на то, что зачастую подобные «игрушки» оказываются нежизнеспособны, они все же составляют конкуренцию настоящим бизнесменам и дискредитируют сферу индустрии красоты в целом.

За тридцать лет в парикмахерском бизнесе я повидал немало, и столкнулся с такими способами недобросовестной конкуренции, которые, по моему мнению, как удары ниже пояса, должны быть и вовсе запрещены. Это демпинг цен, натравливание надзорных органов (СЭС, пожарников, налоговой инспекции), переманивание ведущих специалистов. Все это дает лишь сиюминутные победы, а закон бумеранга  ведь никто не отменял.  Так может взамен дестабилизирующих действий, гораздо лучше направить свои усилия на полезную конкуренцию, и тем самым способствовать развитию beauty-рынка, его продвижению и совершенствованию?

Взгляд в будущее

Но не все так мрачно. У салонного бизнеса достаточно широкая палитра методов и цивилизованной конкурентной борьбы: квалифицированный персонал, оборудование, технологии, эксклюзивные косметические линии, сервис.

Несмотря на то, что предприятия beauty-услуг находится на каждом шагу, рынок города Екатеринбурга еще не насыщен. На Западе салоны красоты встречаются через каждые 200м, и у всех есть свои клиенты.  Конечно, нам пока далеко до Италии, где существует закон, запрещающий строить салоны красоты ближе, чем в 200 м друг от друга. В маленькой стране 110 тысяч салонов, и все они не только выживают, но и прилично зарабатывают.

Но  дело здесь не в количестве, а в их уровне. Для зарубежной индустрии красоты всегда было нормой, что работники периодически проходили дополнительное обучение, повышая свою квалификацию. У нас же долгое время, главной была практика, а дополнительное обучение было доступно лишь избранным.  Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным на рынке, важно уделять значительное внимание повышению квалификации работников. По моему глубокому убеждению, одним из главных направлений к цивилизованной конкуренции является качественное образование мастеров. А чтобы парикмахерам  было, у кого учиться, вот уже шесть лет мы  привозим в город мировых звезд индустрии красоты. Я приглашаю конкурентов обучать их специалистов там же, где я обучаю своих. Я хочу, чтобы прайс и возможности их салонов стали другими. Только в этом случае исчезнет проблема передислокации специалистов, так как услуги всех парикмахеров будут достаточно высокого уровня.

Сегодня я имею максимум возможностей, позволяющих мне помочь конкурентам в решении их кадровых проблем.  На своем семинаре я уделяю особое внимание инструментам, которые помогут не только стабилизировать рынок, но и дадут новый импульс  в развитии вновь открывающимся и действующим предприятиям в сфере индустрии красоты.  Моя цель - донести до каждого руководителя определенные правила ведения бизнеса, которыми на сегодняшний день, к великому сожалению, никто не пользуется. Но я не призываю никого объединяться или вступать в сговор со мной, я просто призываю всех прийти к цивилизованным рыночным отношениям, которые позволят грамотно развиваться и хорошо зарабатывать.  Я так же не предлагаю внедрять мою систему в уже сложившийся уклад каждого салона. Это, безусловно, может привести лишь к разрушениям и дестабилизации. Я предлагаю вводить предложенную мной систему параллельно и дозировано, только в этом случае рынок услуг перестанет развиваться хаотично и встанет на цивилизованные «рельсы».

Секреты успешного  ведения бизнеса, которые я раз за разом раскрываю на своем авторском семинаре, позволят даже опытным и предусмотрительным руководителям  не только избежать неприятных неожиданностей со стороны недобросовестных конкурентов, но и помогут  принять своевременные бизнес-решения, направленные на перспективу.